Википедия о Суфизме и подобных традициях

                                          (подборка определений и ссылок)

                                                                                                                Суфизм

          Суфи́зм или тасаввуф     (араб. التصوف‎) — мистическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют су́фиями.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC

                                                                                                           Цель традиции

         аль-Инса́н аль-Ка́миль (араб. الإنسان الكامل‎) — в суфизме идеал совершенного человека, победившего в себе «Я» (нафс) и достигшего состояния высшего духовного самосовершенствования, просветления (хакикат), после того, как преодолел неверие (куфр) и ясно умозрел сокровенное (гайб).

Данная категория разрабатывалась арабским философом из Испании Ибн Араби (1165—1240). В отличие от новоевропейских представлений, подобный человек (аль-инсан аль-камиль) не является венцом эволюции, поскольку совершенные люди в форме святых были и в древности. С точки зрения Ибн Араби совершенным человеком являлся Мухаммед (571—632), составивший свод откровений, произнесённых от имени Аллаха в 610/612 — 632 годах, — «Коран».

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BD_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C

                                                                                                                    Тарикат                                                     Мистический путь суфизма

                 (Путь совершенствования)

 

        Категории тарикатов

Все тарикаты делятся на три категории:

      Аяр, последователи которого стремятся достигнуть духовного возвышения путём совершения многочисленных дополнительных намазов-нафиля;

     Абрар, последователи которого стремятся вести борьбу за духовное очищение общества;

    Шуттар, последователи которого в своей духовной практике предпочитают методы религиозных трансов, «опьяняющей любви» к Аллаху[2].

В зависимости от того, какому вероучению (акиде) и правовой школе (мазхабу) следуют последователи тарикатов, тарикат может быть суннитским или шиитским[2].

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82

 

         Силсила    (араб. سلسلة‎ — ряд, цепь‎) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха[1]. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия[2], однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется по числу таких мюридов. Если же уровня шейха не достиг ни один из мюридов шейха — учителя, то данная ветвь силсилы завершается на этом шейхе. Кроме того, одному и тому же мюриду иджаза о достижении уровня шейха могут дать и несколько шейхов-учителей. В таком случае на этом шейхе сходятся разные ветви силсилы. Знание силсилы являлось необходимым элементом знания неофитов многих тарикатов.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0

 

 

                                                                                           Концепции Пути

        Фана́    (араб. فناء‎) — в суфизме концепция растворения мистика в Боге. Некоторые исследователи сближают фана с нирваной. Автором концепции является Джунайд. Концепция зиждется на комментариях аятов Корана, где говорится о возвращении к Аллаху. Возвращение трактуется как фана — растворение и осознание единства с Абсолютом.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D0%B0

 

       Ва́хдат ал-вуджу́д   (араб. وحدة الوجود‎ — единство бытия‎) — философская категория, характеризующая учение Ибн Араби. Термин самим Ибн Араби не употреблялся[1]. Словосочетание состоит из слов вахид и вуджуд (бытие, араб. وجود‎)

Основой вахдат аль-вуджуд послужила суфийская метафизика и теософия с элементами таких учений, как неоплатоновская эманационная доктрина и гностицизм, а также калам и фальсафа[1]. В соответствии с концепцией вахдат аль-вуджуд, причина творения — в стремлении Абсолюта к самолицезрению и самопознанию. Абсолют реализуется в предметах и сущностях вселенной, но атрибуты божественного совершенства оказываются разделены в ней. Собираются же они воедино лишь в человеке, а в совершенном человеке (аль-инсан аль-кямиль) Абсолют познаёт себя во всей полноте[1]. Относительно свободы воли и предопределения создатель учения вахдат аль-вуджуд и его последователи полагали, что Бог создаёт людей и их поступки, но действует при этом в соответствии со своим «знанием», которое заключено в прообразах[1].

Учение вахдат аль-вуджуд характеризуется недосказанностью и двусмысленностью. Комментаторы учения вахдат аль-вуджуд по-разному толковали его и в какой-то мере изменили сущность учения. Причиной этого стало разнообразие оценок учения как в трудах средневековых авторов, так и в дальнейшем — в работах современных исследователей[1].

Учение оказало значительное влияние на развитие мусульманского богословия и «философского» суфизма. Оно было воспринято и развито рядом суннитских и шиитских мыслителей. Противниками учения были ибн Таймийа, ибн Хальдун, ибн Хаджар аль-Аскаляни, факихи Сирии, Египта и Магриба. Суфий Ала ад-дауля Симнани выдвинул в качестве альтернативы учению Ибн Араби доктрину, получившую название вахдат аш-шухуд. Сторонники этих двух доктрин вели друг с другом активную борьбу, которая не вполне утихла и поныне[1]. Многие исследователи и критики видят в учении вахдат аль-вуджуд разновидность пантеизма[1].

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%85%D0%B4%D0%B0%D1%82_%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D1%83%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%B4

 

 

             Вахдат аш-шухуд   «Единство свидетельства» (ва́хдат аш-шуху́д; араб. وحدة الشهود‎ ) — концепция, разработанная в начале XIV в членом братства кубравийа 'Ала ад-Даула ас-Симнани (1261—1336). Бог абсолютно трансцендентен и в силу этого обстоятельства мистик не может получить доказательств существования божественного бытия. Последнее является не столько сущностью бога, сколько есть «действие, создающее существование»; само бытие есть атрибут, абсолютно свойственный богу, но отделенный от его сущности. Цель мистика, идущего по мистическому пути познания, состоит не в том, чтобы добиться «соединения» (таухид) с божеством, а в том, чтобы понять, в чем состоит истинное «поклонение» (ибадат) богу. Поэтому ас-Симнани изменил обычную формулу триады мистического «пути» (сулук), поменяв местами третий и первый его этапы, на хакикат — тарикат —шариат, поскольку истинное знание постигается только благодаря неукоснительному и строгому соблюдению норм и предписаний священного закона (шар'), ниспосланного людям в откровении. [1]

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F

 

 

                Кутб     (араб. قطب — полюса) — в суфийских тарикатах высшая степень святости в иерархии святых (авлия), лидер или духовный наставник тариката. Кутб являлся обладателем сокровенных знаний и олицетворял собой некоего посредника между людьми и Аллахом. Он отождествлялся с «совершенным человеком». По мнению некоторых исследователей, понятие «Кутб» было заимствовано у шиитов[1]. Согласно суфийскому учению, одновременно в мире может находиться только один кутб. По этой причине кутба нередко называли «полюсом времени» (кутб аль-вакт), «владыкой эпохи» (сахиб аз-заман) или «мужем времени» (марди вакт)[1].

Существование Кутбов признавали все суфии. Упоминания Кутба и других членов суфийской иерархии встречаются уже в конце IX века у ат-Тустари и ат-Тирмизи[1].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%82%D0%B1

       

 

                                                                                Разные концепции в суфизме

            Хуруфия    (от араб. «хуруф» — буквы) — одна из ветвей суфизма. Представляет собой учение о том, что Коран подлежит толкованию посредством системы букв. У хуруфитов число 7 считается священной цифрой.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D1%80%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 

          Ахл-ха хакк.  (перс. اهلِ حقّ‎ «люди истины») или Ярса́н (курд. Yâresân/یاڕه‌سان «сообщество друзей»), известные также как Али́-Илахи́ (араб. ‎ «считающие Али богом») — религиозная группа крайне шиитского мистико-гностического толка, основанная Султаном Сахаком в конце XIV в. Большинство членов этой группы являются южными курдами, проживающими преимущественно на западе Ирана, а также на северо-востоке Ирака.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D0%BB-%D0%B5_%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%BA

 

 

                                                                                       Суфийские Ордена

 

          Рифаия  (араб. الرفاعي‎) — один из самых древних суфийских тарикатов, основанный Ахмадом ар-Рифаи в XII веке. Орден получил наибольшую известность на арабском среднем востоке благодаря экзорцистским практикам изгнания злых духов посредством зикра.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%B8%D1%8F

 

           Ясавия  суфийский тарикат, основанный Ахмедом Ясави. Получил распространение у тюркских народов Центральной Азии.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F

 

          Шазилия  (араб. الشاذلية‎) или Шазилийский тарикат — суфийский тарикат, основанный шейхом Абуль-Хасаном аш-Шазали в XIII веке. Основной акцент делается на борьбе с нафсом и внутреннем самосовершенствовании, важную роль в котором играет «халва» — практика уединения, отшельничества, которой каждый адепт с разрешения наставника должен посвятить не менее одного дня в квартал. Уединение сопровождается постом от рассвета до заката. Ещё есть различные виды зикра, в которых либо просто поминается имя Аллаха, либо на разный мотив читается шахада.[1]

Отличительной чертой шазилитов была вера, что их принадлежность к этому тарикату предопределена от вечности, что кутб, глава духовной иерархии, всегда будет членом их ордена.[2] Одним из адептов ордена был Рене Генон[3]

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F

 

         Сухравардия  (араб. سهروردية‎) — суфийское братство (тарикат), основанный учеником Абу Хамида аль-Газали Шихабуддином Абу Хафсом ас-Сухраварди (1145—1234). Тарикат сложился в Багдаде на рубеже XII—XIII вв.

Основателем тариката был суннитский богослов, Шихабуддин Сухраварди. Он проповедовал умеренные суфийские взгляды и активно участвовал в политической жизни Багдада. Идейной основой братства стали труды Сухраварди, Ибн Араби и аль-Газали. Братство придерживалось шафиитской правовой школы (мазхаба) и относило себя к традиции «трезвого» суфизма Джунайда аль-Багдади.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%8F

 

        Чиштия  (араб. جشتية‎, перс. چشتیه‎) — суфийский тарикат, основанный сирийцем Абу Исхаком в городке Чиште на территории Афганистана в X веке и получивший распространение в Индии. Первым из четырёх основных суфийских орденов (Чишти, Сухравардия, Кадырия, Накшбанди) обосновался в Афганистане и Южной Азии[1].

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%88%D1%82%D0%B8%D1%8F

 

        Кубравия  тарикат, получивший распространение в Средней Азии. Назван по имени основателя Наджм ад-Дина Кубры из Ургенча (1145—1221).

  https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F

 

        Бадавия    араб. الطريقة البدوية‎) или Ахмади́я (араб. الطريقة الأحمدية‎) — один из суфийских тарикатов (религиозных братств), названный в честь основателя — Ахмада аль-Бадави (ум. в 675/1276). Орден бадавитов является одним из самых влиятельных (после Шазилия) тарикатов Египта и играет важную роль в египетском обществе. Однако за пределами Египта орден особого распространения не получил. Свою цепь преемственности (силсила) бадавиты, как и большинство суфийских тарикатов, ведут от праведного халифа Али ибн Абу Талиба[1].

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F

 

        Кадерия  (араб. القادريه‎) — суфийский тарикат, основанный Абдул-Кадиром аль-Джилани (1077—1166). Организационно оформилось к концу XIII века. Один из самых распространенных тарикатов. Кадыриты живут на Дальнем и Ближнем Востоке, в Африке, Испании и других регионах исламского мира.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%8F

 

        Мевлеви  суфийский тарикат, основанный в XIII веке в Турции. В его ос­но­ве ле­жит уче­ние и культ персидского поэта и мис­ти­ка мау­ла­на Джа­лал ад-Дина Руми. В мевлеви особое зна­че­ние при­да­ёт­ся му­зы­ке, пе­нию и тан­цам во вре­мя ра­де­ний (са­ма) и кол­лек­тив­но­го зи­кра, от­сю­да оно из­вест­но как «брат­ст­во вер­тя­щих­ся дер­ви­шей»[1].

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8

 

       Бекташи  суфийский орден, основанный Хаджи-Бекташем в XIII веке. Близок к шиизму (за почитание Али) и содержит элементы христианства (крещение). Распространён был в Турции, Албании и Боснии — в основном среди перешедших в ислам бывших православных и униатов. Воспринимали мир посредством триад: Аллаха, Мухаммеда и Али, имели ритуальную еду из вина, хлеба и сыра. В анатолийском и балканском фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного исламского права.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%B8

 

       Халватия  (тур. Halvetilik)— суфийское братство (тарикат), сложившееся в конце XIV века в Северо-Западном Иране. Одно из 12 материнских братств, дало начало более чем 50 самостоятельным ветвям и братствам. Духовная цепь (силсила) восходит через Джунайда аль-Багдади к 'Али ибн Абу Талибу. Отличительный элемент одежды члена тариката — четырёхугольный колпак преимущественно зелёного или чёрного цвета.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F

 

       Накшбандия   (перс. نقشبندیه‎, араб. الطريقة النقشبندية‎) — суфийское братство (тарикат), получившее это название в конце XIV века по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389). Бахауддин Накшбанд возродил и дополнил рядом положений теории и практики, заимствованные у тариката Ясавия, мистическое учение Абду-ль-Халика аль-Гидждувани, а также заложил основы организационной структуры братства. Накшбандия — одно из 12-ти материнских братств суннитского толка. Цепь духовной преемственности тариката (силсила) восходит как к Абу Бакру ас-Сиддику, так и к Али ибн Абу Талибу.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BA%D1%88%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F

 

       Дасукия  (араб  دسوقية‎) — суфийский орден (тарикат), действующий главным образом в городе Дисук в Египте. Основан Ибрахимом ад-Дисуки, чьё место отдыха в дельте Нила является основным местом паломничества для египетских суфиев. Последователей тариката называют дисукитами или бурханитами

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BA%D0%B8%D1%8F

 

       Байрамия  (араб. دسوقية‎) — суфийский орден (тарикат), действующий главным образом в городе Дисук в Египте. Основан Ибрахимом ад-Дисуки, чьё место отдыха в дельте Нила является основным местом паломничества для египетских суфиев. Последователей тариката называют дисукитами или бурханитами.

  https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%8F

 

       Сафавия

Упоминается, но данных нет.

 

       Азимия

Шейх Кхаваджа Шамсуддин Азими (Khwaja Shamsuddin Azeemi) - суфийский мастер, руководитель суфийского ордена «Азимия». Также он является главным редактором «Рухани Дайджест» (the Roohani Digest), ежемесячного журнала издаваемого на языке урду на территории Пакистана. Шейх Азими родился в Индии 17 октября 1927 года.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%85%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B0_%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8

 

Есть и новые ордена, но данных о них пока четких нет.

 

 

                                                                                          Некоторые практики

 

      10 принципов

Тауба (раскаяние). Возвращение к Богу; вступление на путь служения Аллаху как мюриду суфийского пути.

Зухд (аскеза). Отречение от всего бренного, земного; принятие аскетического образа жизни.

Таваккуль (упование на Бога). Отказ от своей воли и положиться на Аллаха.

Канаат (ограничение). Довольство долей; не желать ничего излишнего.

Узлат (уход). Уединение в келью; избегать общения с кем-то кроме Аллаха.

Зикр (поминание). Постоянно думать о Всевышнем и отвлекать все мысли о земном.

Таваджух (созерцание). Отвращение взора от всего земного и стремление раба Божего всецело к Аллаху.

Сабр (терпеливость). Объявление войны (джихада) со всяким проявлением низменной человеческой натуры; полный отказ от страстей и желаний.

Мураккаба (созерцание). Концентрация мысли на образе Бога, Пророка, святого или же на стихе Корана.

Риза (довольство).

 

 

       Вадж   (араб. وجد‎) — в суфизме экстатическое переживание присутствия Божества. «Опьяненный» Божественной любовью пребывает в состоянии ваджда и перестаёт контролировать себя[1].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B4

 

      Барака, бараках, баракат     (араб. بركة‎) — в исламе божественное благословение, благодеяние, достаток. Термин «барака» упоминается в нескольких коранических аятах.[1]. Пожелания бараки (араб. بارك الله فيكم‎) — ба́рака-л-Ла́ху фи́кум) — составная часть традиционного выражения благодарности мусульман.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82

 

      Ра́бита   (араб. رابطة‎ — связь, узы‎) — в суфизме, духовная связь между учеником и его наставником или «святым». Одна из ступеней к постижению божества и растворению в нём.

Рабита характерна для восточных суфиев. Она достигается с помощью концентрации помыслов мюрида на образе муршида, а также общении с ним и растворении в нём своей личности. В некоторых трактатах накшбандийских и кадирийских шейхов рабита считалась предпочтительнее зикра[1].

Согласно учению суфизма, для достижения состояние близости с Аллахом «путник» (салик) должен установить духовную связь с конкретной личностью, посредством которой он мог бы осуществить эту связь. Таким объектом является суфийский шейх[2

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0

 

       Зикр    (араб. ذکر‎ — поминание‎) — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза, во время мавлидов, собраний (маджлисов) или в любое удобное для этого время. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса). Зикр нередко противопоставляют фикру

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BA%D1%80

Варианты практик зикра:

 Зикр джахри (джали) — поминание вслух;

 Зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с

 коллективным зикром (айин)[1], который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических аятов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

  Громкий зикр (джахри)-ритмичное произношение специальных фраз и текстов на арабском языке.

 состоит из трех частей:

чтения касиды аль-Барзанджи в прославление пророка Мухаммеда,

рецитации обязательных молитв,

хорового прославления (мадаих) патрона братства, завершающегося наставлениями членам обители. В круговые зикры иногда допускаются женщины и даже иноверцы[1]

  Тихий зикр

Тихий зикр совершается в обязательной позе (джалса) — сидя, скрестив ноги (мурабба). Он строится на чередовании задержек дыхания, вдохов и выдохов в определённом ритме. 

Чтение сур Корана или определенных фраз и псевдофраз на арабском про себя.

  Скрытый зикр(световой узор)- ментальная практика "проведения" образов по телу по точкам   неуловимых духовных центров человеческого сознания и духа (лата’иф) (точкам света) по определённым траекториям или узорам. Выполняется также с ритмичным чередованием вдохов и выдохов.

  

....

         Фикр (медитация)- «безмолвные» размышления о себе и о Боге, или медитации.

Зикр нередко противопоставляют фикру

Источник <https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BA%D1%80>

 

        Сама   (араб. سماع‎ — слышание),

         также Сема́ — суфийский ритуал, представляющий собой разновидность зикра[1]. Включает в себя пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др. Особенно популярен как форма богослужения в суфийском тарикате Чишти на Индийском субконтиненте.

В 2005 году ЮНЕСКО объявила «Мевлевийский ритуал сама» шедевром устного и нематериального культурного наследия[2].

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0

 

       Каввали   (урду قوٌالی‎, хинди कव्वाली) — исполнение под музыку суфийской поэзии, распространённое преимущественно в Пакистане и северной Индии. Традиция Каввали существует более 700 лет. Её популяризаторами были члены братства Чишти. Первоначально Каввали использовалась в ритуальных целях в суфийских обителях (ханака), во время радений и праздников (урс), у гробниц суфийских шейхов и святых. В дальнейшем каввали стали также исполняться на светских концертах и фестивалях. Широкую международную известность приобрёл исполнитель каввали Нусрат Фатех Али Хан из Пакистана, благодаря ему жанр распространился по всему миру.

В группе каввали участвуют преимущественно мужчины, они поют на много голосов тексты духовного содержания, нередко повторяя одну и ту же фразу множество раз. В качестве аккомпанемента используется индийская гармоника, табла, мриданг, в последнее время — синтезаторы. Исполнители и зрители входят в состояние ваджд — особое состояние экстаза или транса, когда они ощущают своё единение с Аллахом. Это состояние особенно ценится в суфийских ритуалах.

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8

 

        Толкование снов (та’бир ар-ру’йа) и видений, которые почудились муриду при исполнении зикра в состоянии уединения (халва).

 

       Вирд Набор молитв в определённом порядке их чтения (вирд).

 

        "Духовный захват"- практика привнесения в сознание адепта интереса духовных поисков вообще и к некоторым конкретным вариантам из них. Также навязывание-привлечение внимания к своей персоне как "обращение" к неким центрам тела и сознания.

 

 

Пс: И т.д.....выполняемых как на адепте так и выполняемых удаленно на других людях. Некоторые мне известны.

 

 

 

                                                                                  Схожие практики и традиции

 

      Исихазм (умная и молчаливая молитва) Христианское мистическое течение практикуемое православном монашестве.

(от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — христианское мистическое мировоззрение[1], древняя традиция духовной практики, составляющая основу православногоаскетизма[2].

 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BC

Википедия описывает исихазм как более древную практику, но с упоминание о ..

 

 

     Платони́зм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Некоторые[кто?] истолковывают платонизм как утверждение, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 

 

       Гностици́зм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий», «знающий»; γνῶσις — «знание») — общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Термин предложен Генри Мором в XVII веке[1].

Название «гностицизм» является производным от термина «гностики», заимствованного у Епифания Кипрского из его книги «Панарион». В Панарионе гностики (или борбориты) — одна из «80 ересей», описанных Епифанием. О на­ча­ле рас­про­стра­не­ния гностицизма в Ма­лой Азии в конце I – начале II вв. сви­де­тель­ст­ву­ют из­вес­тия Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, Ири­нея Ли­он­ско­го (трактат «Против ересей») и Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го[2].

Кембриджский учёный Генри Мор ввёл название «гностицизм» и распространил его на многие «ереси»[3].

Общим для гностических систем является дуалистическое представление о злой либо ограниченной в своём могуществе силе (Демиурге) и высшем «добром» Боге, сострадающем человечеству.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 

 

         Ханифи́зм (араб. حنيفية‎ — ханифийя‎) — одна из форм религиозного монотеизма, возникшая в доисламской Аравии. Ханифизм испытал влияние как иудаизма, так и христианства. Последователей ханифизма называют ханифами (араб. حنفاء‎, ед. ч. حنيف‎). 

    Ханифы исповедовали единобожие, проповедовали аскетизм и соблюдали ритуальную чистоту. Они не принимали целиком ни христианства, ни иудаизма, призывали к упразднению племенных идолов и стремились создать относительно простую и доступную для Аравии религиозную систему. Неопределенный монотеизм ханифов оказал значительное влияние на ранний ислам[4]. Среди активных ханифов были Мухаммед, Мусайлима (умер в 633) и др[3].

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 

 

                                                                                            Доисламские традиции

 от Гурджиева

      Тайное братство «Сармунг»

Благодаря изучению свитков, стало известно: братство (эрнос) «Сармунг» существовало близ города Синаруш, но ранее находилось в долине Изрумин, недалеко от города Нивеси. Выяснилось, что город Мосул, близ которого находилась прежняя столица Ассирии Ниневия, в VII в. назывался «Нивеси»…

https://biography.wikireading.ru/173510